Мы в соц сетях:
Группа Вконтакте |
Контакты:
Адрес: Томск, Розы Люксембург, 19Б
Телефоны: +73822909100
Расписание:
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
Официальный сайт potential.tomsk.ru
О нас:
Метод Томатис - это метод аудио-вокальных тренировок. Цель метода состоит в стимулировании высшей нервной деятельности при помощи высоких звуков, соответственно отфильтрованных, содержащихся в музыке Моцарта и в грегорианских песнопениях.
В основе метода лежит сложная теория взаимодействия слухового восприятия с голосом, зависимостями между слушанием и слышанием. Задача метода - обучить Ваши уши слышать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше. Это переобучение процесса слушания, раскрытие внутреннего потенциала.
Контактная информация:
г. Томск, ул. Розы Люксембург 19
тел.: 909-100
В основе метода лежит сложная теория взаимодействия слухового восприятия с голосом, зависимостями между слушанием и слышанием. Задача метода - обучить Ваши уши слышать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше. Это переобучение процесса слушания, раскрытие внутреннего потенциала.
Контактная информация:
г. Томск, ул. Розы Люксембург 19
тел.: 909-100
Из нашей жизни:
Дата: 11 Июля 2017
"Ты Сможешь!" Аутизм - новый взгляд
Как объяснить "обычным" детям, почему аутичные дети ведут себя иначе и отличаются от других?
Ольга Воронова пишет:
"На прошлой неделе мой ребенок в школьном лагере попал в одну группу с мальчиком-аутистом.
Я узнала об этом случайно, когда мой малой начал жаловаться на то, что один из мальчиков в его группе бросается камнями и вообще ведет себя агрессивно. Возможно, я постаралась бы спустить ситуацию на тормозах (в конце концов, мое чадо тоже не образец идеального ребенка), но кроме прочего сын показал след от укуса, и я пошла разбираться.
Вожатый-аниматор отвел меня в сторонку и сказал:
"Ну, Вы понимаете, этот агрессивный мальчик - аутист. Мы не успеваем за ним следить, войдите в положение".
"Я не имею ничего против аутистов," - ответила я. - "Но Вы отвечаете за безопасность и комфорт всех детей в группе".
После чего, оставив взрослых решать проблему на своем уровне, я задумалась о том, что я могу рассказать своему сыну для того, чтобы максимально сгладить его общение с особым ребенком.
Я очень благодарна мамам особых детей, которые отозвались на мою просьбу и помогли мне советами. Подытоживая эти советы, я составила что-то вроде инструкции для обычного ребенка как вести себя при контактах с аутистом.
К сожалению, в нашем случае первый опыт общения был отрицательным, так как взрослые, приведя особого ребенка в группу, понадеялись на «авось» и не объяснили остальным детям как себя вести. Столкнувшись с непредсказуемым поведением аутиста, у обычного ребенка может возникнуть желание объявить всех аутистов неадекватами, дураками и дальше по тексту. ВАЖНО. Я считаю, что первое, что надо сделать - сбить этот мерзкий шаблон.
В моем случае оказалось достаточно заявления о том, что многие известные ученые были аутистами (хотя положа руку на сердце, навскидку я бы назвала только Тьюринга). К счастью, вместо выяснения биографических подробностей, сыну важнее оказался ответ на вопрос: "Почему?"
Ответ: «У нас разные части мозга отвечают за разные навыки. Если один из навыков (а у аутистов это навык общения с окружающими) ослаблен, это место в мозгу используется для других целей. Например, для научных открытий.»
(да, примитивно, и где-то не совсем корректно, но для уровня десятилетки сойдет)
Ребенок: «Ух, ты! Значит, у них просто другая прошивка!»
Я: «Да, что-то вроде того».
Что мы получили? Снят негатив. Ребенок вместо злости в адрес аутиста, который уже успел нечаянно чем-то обидеть, открыт для восприятия новой информации.
Теперь можно подавать следующий тезис: "Многие из аутистов при соответствующей помощи могут научиться более-менее нормально общаться."
Желательно привести пример какого-то действия, которое похоже на обычное, но Вашему ребенку дается с усилием. Я приводила в пример разговор на родном языке и на английском. Говорить на английском можно, но приходится прикладывать _существенно больше усилий_.
Аутистам же приходится прикладывать существенно больше усилий, чтобы выполнять те естественные для нас действия, которые необходимы, чтобы поддерживать общение.
После этого у нас с малым было лирическое отступление об этапах взросления социума в целом, о том, как постепенно человечество приходило к мысли о том, что те, кто "не как все", тоже заслуживают возможности быть полноправными членами общества. И как общество может им, особым людям, в этом помогать. (Тут мы вспомнили пандусы и говорящие светофоры, благо примеры как раз оказались перед глазами). И что каждый из нас может приложить в этом месте немного усилий, чтобы сделать мир лучше.
После всего этого ребенок окончательно переключился в режим: "Я готов помочь".
Теперь можно выдавать советы по тому, как вести себя с аутистом.
1) проговаривать любое действие, касающееся особого ребенка ДО того, как ты что-то сделаешь. И давать аутисту возможность отказаться.
Т.е.не взять за руку, а сказать: «Я сейчас возьму тебя за руку. Можно?» Не кинуть мячик, а сказать: «Я сейчас кину мячик, а ты его лови, а потом кидай обратно. Хочешь? Хочешь, мы так покидаем мячик несколько раз?»
2) четко объяснять правила игры и не менять их в процессе. Таким детям легче играть в игры с четкими правилами, и в разы сложнее играть в игры, где правила меняются по ходу.
3) такие дети часто более спокойно чувствуют себя в повторяющейся обстановке: сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и тем же образом. Тут просто не мешай. Можно запомнить, какое место выбрал этот ребенок, и стараться не занимать его, пока он не сел.
4) такие дети часто болезненно воспринимают вторжение в личное пространство. Эта формулировка, конечно, требует, чтобы Ваш ребенок понимал, что такое личное пространство. В принципе пункт №1 отчасти как раз про это, и для младшешкольников я бы им (пунктом №1) и ограничилась. У нас в семье есть понятие "бульбашка" (аналог «домика»), которое как раз описывает границы личного пространства, так что мне было на что опереться в разговоре с ребенком. Поэтому тут был совет начинать разговор с аутистом на бОльшем расстоянии, чем с обычным ребенком и помнить про "бульбашку".
5) помнить, что этим детям приходится прикладывать больше усилий для общения, значит и уставать от общения они могут намного быстрее. Детям постарше можно рассказать про признаки того, что аутисту нужна пауза, и как ему с этим помочь.
6) важно так же предупредить своего ребенка, что соблюдение этих правил общения не гарантирует мгновенного изменения в отношениях с аутистом. Тут можно вспомнить кого-то, с кем у Вашего ребенка достаточно долгий конфликт (наверняка в классе или во дворе есть кто-то, с кем ребенок не дружит) и попросить ребенка ответить на вопрос: "Если бы тот, с кем ты в долгой ссоре внезапно стал вести себя как лучший друг, ты бы сразу ему поверил? Или подождал, вдруг это хитрая ловушка?" и добавить, что аутисту _намного сложнее_ изменить свое впечатление об окружающих.
Не скажу, что после всех этих инструкций общение моего ребенка с ребенком-аутистом пошло как по маслу. Ну, в общем-то, никто этого и не ожидал (см. пункт №6). Но, по крайней мере, до конца смены в лагере они добрались без серьезных конфликтов. По словам сына, в какой-то из дней у них даже получилось что-то вроде приятельского общения"
Источник текста: https://www.facebook.com/olga.voronova.5/posts/138173..
_______________________________________
Ольга Воронова пишет:
"На прошлой неделе мой ребенок в школьном лагере попал в одну группу с мальчиком-аутистом.
Я узнала об этом случайно, когда мой малой начал жаловаться на то, что один из мальчиков в его группе бросается камнями и вообще ведет себя агрессивно. Возможно, я постаралась бы спустить ситуацию на тормозах (в конце концов, мое чадо тоже не образец идеального ребенка), но кроме прочего сын показал след от укуса, и я пошла разбираться.
Вожатый-аниматор отвел меня в сторонку и сказал:
"Ну, Вы понимаете, этот агрессивный мальчик - аутист. Мы не успеваем за ним следить, войдите в положение".
"Я не имею ничего против аутистов," - ответила я. - "Но Вы отвечаете за безопасность и комфорт всех детей в группе".
После чего, оставив взрослых решать проблему на своем уровне, я задумалась о том, что я могу рассказать своему сыну для того, чтобы максимально сгладить его общение с особым ребенком.
Я очень благодарна мамам особых детей, которые отозвались на мою просьбу и помогли мне советами. Подытоживая эти советы, я составила что-то вроде инструкции для обычного ребенка как вести себя при контактах с аутистом.
К сожалению, в нашем случае первый опыт общения был отрицательным, так как взрослые, приведя особого ребенка в группу, понадеялись на «авось» и не объяснили остальным детям как себя вести. Столкнувшись с непредсказуемым поведением аутиста, у обычного ребенка может возникнуть желание объявить всех аутистов неадекватами, дураками и дальше по тексту. ВАЖНО. Я считаю, что первое, что надо сделать - сбить этот мерзкий шаблон.
В моем случае оказалось достаточно заявления о том, что многие известные ученые были аутистами (хотя положа руку на сердце, навскидку я бы назвала только Тьюринга). К счастью, вместо выяснения биографических подробностей, сыну важнее оказался ответ на вопрос: "Почему?"
Ответ: «У нас разные части мозга отвечают за разные навыки. Если один из навыков (а у аутистов это навык общения с окружающими) ослаблен, это место в мозгу используется для других целей. Например, для научных открытий.»
(да, примитивно, и где-то не совсем корректно, но для уровня десятилетки сойдет)
Ребенок: «Ух, ты! Значит, у них просто другая прошивка!»
Я: «Да, что-то вроде того».
Что мы получили? Снят негатив. Ребенок вместо злости в адрес аутиста, который уже успел нечаянно чем-то обидеть, открыт для восприятия новой информации.
Теперь можно подавать следующий тезис: "Многие из аутистов при соответствующей помощи могут научиться более-менее нормально общаться."
Желательно привести пример какого-то действия, которое похоже на обычное, но Вашему ребенку дается с усилием. Я приводила в пример разговор на родном языке и на английском. Говорить на английском можно, но приходится прикладывать _существенно больше усилий_.
Аутистам же приходится прикладывать существенно больше усилий, чтобы выполнять те естественные для нас действия, которые необходимы, чтобы поддерживать общение.
После этого у нас с малым было лирическое отступление об этапах взросления социума в целом, о том, как постепенно человечество приходило к мысли о том, что те, кто "не как все", тоже заслуживают возможности быть полноправными членами общества. И как общество может им, особым людям, в этом помогать. (Тут мы вспомнили пандусы и говорящие светофоры, благо примеры как раз оказались перед глазами). И что каждый из нас может приложить в этом месте немного усилий, чтобы сделать мир лучше.
После всего этого ребенок окончательно переключился в режим: "Я готов помочь".
Теперь можно выдавать советы по тому, как вести себя с аутистом.
1) проговаривать любое действие, касающееся особого ребенка ДО того, как ты что-то сделаешь. И давать аутисту возможность отказаться.
Т.е.не взять за руку, а сказать: «Я сейчас возьму тебя за руку. Можно?» Не кинуть мячик, а сказать: «Я сейчас кину мячик, а ты его лови, а потом кидай обратно. Хочешь? Хочешь, мы так покидаем мячик несколько раз?»
2) четко объяснять правила игры и не менять их в процессе. Таким детям легче играть в игры с четкими правилами, и в разы сложнее играть в игры, где правила меняются по ходу.
3) такие дети часто более спокойно чувствуют себя в повторяющейся обстановке: сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и тем же образом. Тут просто не мешай. Можно запомнить, какое место выбрал этот ребенок, и стараться не занимать его, пока он не сел.
4) такие дети часто болезненно воспринимают вторжение в личное пространство. Эта формулировка, конечно, требует, чтобы Ваш ребенок понимал, что такое личное пространство. В принципе пункт №1 отчасти как раз про это, и для младшешкольников я бы им (пунктом №1) и ограничилась. У нас в семье есть понятие "бульбашка" (аналог «домика»), которое как раз описывает границы личного пространства, так что мне было на что опереться в разговоре с ребенком. Поэтому тут был совет начинать разговор с аутистом на бОльшем расстоянии, чем с обычным ребенком и помнить про "бульбашку".
5) помнить, что этим детям приходится прикладывать больше усилий для общения, значит и уставать от общения они могут намного быстрее. Детям постарше можно рассказать про признаки того, что аутисту нужна пауза, и как ему с этим помочь.
6) важно так же предупредить своего ребенка, что соблюдение этих правил общения не гарантирует мгновенного изменения в отношениях с аутистом. Тут можно вспомнить кого-то, с кем у Вашего ребенка достаточно долгий конфликт (наверняка в классе или во дворе есть кто-то, с кем ребенок не дружит) и попросить ребенка ответить на вопрос: "Если бы тот, с кем ты в долгой ссоре внезапно стал вести себя как лучший друг, ты бы сразу ему поверил? Или подождал, вдруг это хитрая ловушка?" и добавить, что аутисту _намного сложнее_ изменить свое впечатление об окружающих.
Не скажу, что после всех этих инструкций общение моего ребенка с ребенком-аутистом пошло как по маслу. Ну, в общем-то, никто этого и не ожидал (см. пункт №6). Но, по крайней мере, до конца смены в лагере они добрались без серьезных конфликтов. По словам сына, в какой-то из дней у них даже получилось что-то вроде приятельского общения"
Источник текста: https://www.facebook.com/olga.voronova.5/posts/138173..
_______________________________________
Дата: 9 Июля
ЗНАКОМСТВО СО СПЕЦИАЛИСТАМИ АПФ-ЦЕНТРА ПОТЕНЦИАЛ
.
В нашем дружном коллективе пополнение!Мы рады представить Вам учителя-логопеда Белеву Светлану Николаевну.
.
Светлана Николаевна обучалась в Томском педагогическом колледже с 1994-1997 г. В 2001г. закончила Московский государственный открытый педагогический университет.
Квалификация олигофренопедагог, учитель-логопед, педагог-реабилитолог по специальности "олигофренопедагогика". С 2002 года работает по специальности в МБДОУ «Детский сад №54» города Северска. Высшая квалификационная категория.
.
Личные качества: терпение, доброжелательность, ответственность, толерантность, внимательность, организованность, умение найти подход к ребенку.
.
Основные направления работы:
Индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Диагностика, коррекция, профилактика речевых нарушений у дошкольников.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование произносительных навыков, коррекция звукопроизношения, развитие словарного запаса, закрепление грамматических категорий.
Развитие памяти, внимания, мышления.
Консультации для родителей.
Обучение грамоте от 3 лет. Учимся читать по кубикам Зайцева – это и обучение чтению, и общее развитие, и развитие логического мышления, и логопедические упражнения.
Мастер-классы для родителей с детьми. На одном занятии решается комплекс задач: развитие мелкой и артикуляционной моторики, ориентировки в пространстве, развитие познавательной сферы и творчества.
В работе с неговорящими детьми применяю методику формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н. Данная методика основана на онтогенетическом принципе развития речи.
.
В своём арсенале имею технологии, которые оптимизируют процесс коррекции речи детей и направлены на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений:
o Технология логопедического обследования;
o Технология коррекции звукопроизношения;
o Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
o Технология развития лексико-грамматической стороны речи;
o Информационные компьютерные технологии;
o Технология логопедического массажа;
o Здоровьесберегающие технологии;
o Технология «Символ-Тест» для развития навыков самоконтроля у детей;
o Технологии коррекции нарушений письма;
o Сказкотерапия, различные модели и символы;
o Технология планирования и составления индивидуальной образовательной программы развития ребенка.
.
Запись по телефону 909-100. Мы находимся по адресу: ул.Р.Люксембург 19.
http://www.potential.tomsk.ru/
.
В нашем дружном коллективе пополнение!Мы рады представить Вам учителя-логопеда Белеву Светлану Николаевну.
.
Светлана Николаевна обучалась в Томском педагогическом колледже с 1994-1997 г. В 2001г. закончила Московский государственный открытый педагогический университет.
Квалификация олигофренопедагог, учитель-логопед, педагог-реабилитолог по специальности "олигофренопедагогика". С 2002 года работает по специальности в МБДОУ «Детский сад №54» города Северска. Высшая квалификационная категория.
.
Личные качества: терпение, доброжелательность, ответственность, толерантность, внимательность, организованность, умение найти подход к ребенку.
.
Основные направления работы:
Индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Диагностика, коррекция, профилактика речевых нарушений у дошкольников.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование произносительных навыков, коррекция звукопроизношения, развитие словарного запаса, закрепление грамматических категорий.
Развитие памяти, внимания, мышления.
Консультации для родителей.
Обучение грамоте от 3 лет. Учимся читать по кубикам Зайцева – это и обучение чтению, и общее развитие, и развитие логического мышления, и логопедические упражнения.
Мастер-классы для родителей с детьми. На одном занятии решается комплекс задач: развитие мелкой и артикуляционной моторики, ориентировки в пространстве, развитие познавательной сферы и творчества.
В работе с неговорящими детьми применяю методику формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н. Данная методика основана на онтогенетическом принципе развития речи.
.
В своём арсенале имею технологии, которые оптимизируют процесс коррекции речи детей и направлены на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений:
o Технология логопедического обследования;
o Технология коррекции звукопроизношения;
o Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
o Технология развития лексико-грамматической стороны речи;
o Информационные компьютерные технологии;
o Технология логопедического массажа;
o Здоровьесберегающие технологии;
o Технология «Символ-Тест» для развития навыков самоконтроля у детей;
o Технологии коррекции нарушений письма;
o Сказкотерапия, различные модели и символы;
o Технология планирования и составления индивидуальной образовательной программы развития ребенка.
.
Запись по телефону 909-100. Мы находимся по адресу: ул.Р.Люксембург 19.
http://www.potential.tomsk.ru/
АПФ центр Потенциал » Аудио-психо-фонологический центр Потенциал www.potential.tomsk.ru |
Дата: 29 Июня
ॐ СТРАНА РОДИТЕЛЕЙ ॐ
Я не просил, чтобы вы меня рожали!
“Ты меня не ценишь, ни в грош не ставишь!”, - говорят родители, и как ребенок должен доказать им, что это не так?
“Как доказать, что я ценю родителей?”
Лиза отказалась ехать с нами в Санкт-Петербург на фестиваль детских видеостудий. Мы давно мечтали об этой поездке: снимали фильмы, придумывали, как будем читать Бродского на Васильевском острове и смотреть на мосты. Лиза тоже снимала и придумывала, а в последний момент отказалась:
– Я не хочу потом 5 лет слушать, как они во всём себе отказывают ради меня, а я, свинья неблагодарная, не могу год без троек закончить. Мне потом этот Питер каждую секунду будут вспоминать. А я правда не знаю, как доказывать, что я это ценю…
В Питер Лиза не поехала. А сегодня прислала мне такое сообщение: «Здравствуйте, мне нужна ваша помощь, мы с мамой очень сильно поругались из-за мелочи и она ни слова моего не слышит, а говорит только, что я не ценю ее, и так далее, не знаю что делать…»
Не вовремя помыл посуду – «Ты меня не ценишь!»
Потерял кроссовки – «Я горбачусь с утра до вечера, а тебе плевать!»
Перестал ходить на тренировки – «А ты посчитал, сколько мы туда вбухали за 3 года?»
Включил громко музыку – «Ты нас с отцом ни в грош не ставишь!»
Не слишком ли серьезные обвинения?
И как итог: «А я не просил, чтобы вы меня рожали!» – знакомо? В период пубертата такое вот обидное для родителей обвинение вылетает очень нередко. И, если честно, ответить на это нечего. Потому что, на самом деле – не просил…
Это мы должны вернуть его миру
Мы часто путаем понятия «долг» и «благодарность». БлагоДАРность – это Дар. Подарок. А подарки мы дарим добровольно и искренне, правда? Тем, кого любим и кому хотим и таким способом продемонстрировать свою любовь и признательность.
Долг – совсем другое. Должен – это когда ты что-то взял и должен вернуть. В идеале, чтобы не возникло отрицательных эмоций в сторону кредитора – столько же, сколько взял.
В этом смысле должники – это мы. Это мы взяли себе огромное счастье – ребенка – у Бога, у мироздания, у судьбы, кому как больше нравится. И отдать должны тому, у кого взяли, потому что присваивать чужое – плохо.
То есть спустя 18-20-25 лет мир, который когда-то дал нам это счастье, может рассчитывать на то, что оно вернется к нему. Повзрослевшим, стоящим на ногах, умеющим радоваться и радовать других. В том числе его, мир, тоже радовать.
Если подходить к самому факту появления ребенка с этих позиций, то жить и воспитывать сына или дочку становится гораздо легче. Потому что тогда ты понимаешь: мир дал тебе Человека. В комплекте с его талантами, способностями, недостатками, особенностями характера, мировоззрением.
И последнее хоть и зависит напрямую от того, как ты постарался, вовсе не обязательно должно соответствовать твоему. И твоя задача – не дать этим талантам пропасть. И тогда ты начинаешь развивать эти таланты и способности, уважать мировоззрение, помогать. Повторю: помогать, а не переделывать! Потому что тогда, когда ты брал себе Человека, вы с миром не договаривались, что ты начнешь перекраивать и переделывать его в соответствии с собственными представлениями о жизни.
И тогда ты спокойно относишься к тому, что дочка не любит играть в куклы и просит у Деда Мороза машинку на пульте. И к тому, что сын решил стать чемпионом мира по бальным танцам, а не по боксу. И что скрипка ребенку совсем не нравится, несмотря на 5 поколений музыкантов в семье, а нравится ему лазать по скалам и слушать Басту. И что кроссовки он потерял не потому, что хотел сделать тебе больно, и ему самому неприятно.
В результате такого подхода в ответ ты получаешь дружбу с ребенком. Его признательность и благодарность. Потому что благодарим мы людей за помощь и поддержку, а не за навязывание кредитов. И даже если что-то не получается, Человек встает и начинает сначала, потому что у него есть поддержка. Просто так, не взаймы…
Но папа решил, что он должен стать летчиком
Но часто мы, родители, понимаем все совсем по-другому. Мы думаем, что нам вручили конструктор, из которого мы должны сделать то, что нам хочется. И делаем. Невзирая на особенности, желания, особенности характера, даже таланты ребенка. Я знаю, о чем говорю.
Больше 6 лет руковожу мастерской журналистики, и каждый год вижу страдающих детей. Детей, у которых врожденные репортерские способности (а это нечасто случается, поверьте). Но родители считают, что журналистика – не профессия, поэтому загоняют сыновей (дочек – реже) к репетиторам по физике и математике.
Максим занимался у нас 3 года. Он с удовольствием брался за все: тексты, камеру, монтаж. У него горели глаза и все получалось. Но в начале 10 класса он пришел ко мне и сказал, что заниматься больше не будет. Папа решил, что Максим должен стать летчиком. Когда-то папа сам хотел им стать, но по состоянию здоровья не смог. Максим сидел передо мной с потухшими глазами и, бубня на одной ноте, рассказывал, что летчики всегда нужны, что они много получают, и папа всю жизнь, несмотря на больное сердце, пашет как проклятый, чтобы заплатить за репетиторов и, если понадобится, за учебу. Мама Максима понимает, но просит его не спорить с папой, потому что больное сердце…
Я видела мальчишек, которые мечтают стать летчиками. У меня был одноклассник, который по звуку отличал летящий ИЛ-86 от Ту-154. У него все получилось. А у Максима получится вряд ли. То есть, на летчика он, возможно, выучится. А вот счастливым не станет. На мой взгляд, счастливый журналист лучше, чем несчастный летчик.
Жертва никогда не станет опорой и поддержкой
Выбор профессии и вообще рода занятий – это, на самом деле, ягодки. Гораздо опаснее для обеих сторон – это бесконечные претензии родителей на тему «Ты меня не ценишь, ты должен быть благодарен, я ради тебя … а ты …. ». За что он должен быть благодарен? За то, что его кормят? Одевают? Учат музыке? Любят? То есть, за элементарные человеческие действия? За воздух?
Ценить – это как? Встречать в парадной форме? Целовать руки? Стиснув зубы, заниматься тем, что перестало нравится?
Ребенок правда этого не понимает. Поэтому, в один совсем не прекрасный момент, родители слышат: «А я не просил себя рожать!»
Любая попытка «перекроить» то, что нам досталось от Бога, или любыми путями востребовать то, что мы по недоразумению считаем благодарностью, ничем хорошим закончится не может. В результате мы получим или протест, который приведет к очень прохладным отношениям с родителями, или жертву. А жертва никогда не станет опорой и поддержкой родителям в старости (мы же на это рассчитываем?).
Дискуссии на тему «должны ли дети родителям?» сегодня очень популярны. Моя личная точка зрения: на определенном этапе, повзрослев, должны. Ровно столько, сколько получили. И они нам ровно столько и отдают, на самом деле. Время, внимание, поддержка – все возвращается.
Если не требовать, чтобы вернули больше, чем давали. Потому что в этом случае мы становимся коллекторами. И тогда отношение к нам как коллекторам вполне оправдано. Кто-нибудь видел коллекторов, которых приглашают войти и попить чаю? А если и без коллекторов – про Раскольникова тоже забывать не стоит…
И да: бескомпромиссное мнение, требование делать все «как я решил, потому что я знаю, как лучше», давление, попытка сломать через колено, манипуляции самыми важными чувствами – возвращаются тоже. Сполна.
“В её квартире я буду жить так, как она захочет”
Самое неприятное – когда начинают требовать вернуть навязанный кредит. Когда тот, кому вы его выдаете, в этом кредите совсем не нуждается. Когда мать лишает себя всего ради того, например, чтобы ребенок мог заниматься музыкой. Ненавистной ему музыкой. А потом выставляет счет. За что? За потерянные годы? Ребенком потерянные!
«…Дошло все до того, что я и вовсе её не ценю, потому что ничего не делаю по дому и спорю с ней. Я пыталась сначала спокойно объяснить, что я и так стараюсь, и что ценю её, что не помытая посуда – еще не конец жизни, и т.д. Она даже не пыталась услышать меня, и все мои слова переводила так, что оказывалось: я её оскорбляю. Говорила, что я не имею права на неё орать и не уважаю её, а на вопрос, можно ли ей на меня орать, она сказала, что в её квартире я буду жить так, как она захочет», – написала мне Лиза. Вот такая модель. Интересно, что будет говорить мама, если когда-нибудь она окажется в Лизиной квартире?
Бог, судьба, мир дали нам Человека. Пусть он растет таким, каким его задумал Создатель. В числе прочего – благодарным. А мы – поможем, правда? И тогда нам не придется думать, что сказать в ответ на брошенное: «А я не просил, чтобы вы меня рожали!»
Марина Солотова
“Ты меня не ценишь, ни в грош не ставишь!”, - говорят родители, и как ребенок должен доказать им, что это не так?
“Как доказать, что я ценю родителей?”
Лиза отказалась ехать с нами в Санкт-Петербург на фестиваль детских видеостудий. Мы давно мечтали об этой поездке: снимали фильмы, придумывали, как будем читать Бродского на Васильевском острове и смотреть на мосты. Лиза тоже снимала и придумывала, а в последний момент отказалась:
– Я не хочу потом 5 лет слушать, как они во всём себе отказывают ради меня, а я, свинья неблагодарная, не могу год без троек закончить. Мне потом этот Питер каждую секунду будут вспоминать. А я правда не знаю, как доказывать, что я это ценю…
В Питер Лиза не поехала. А сегодня прислала мне такое сообщение: «Здравствуйте, мне нужна ваша помощь, мы с мамой очень сильно поругались из-за мелочи и она ни слова моего не слышит, а говорит только, что я не ценю ее, и так далее, не знаю что делать…»
Не вовремя помыл посуду – «Ты меня не ценишь!»
Потерял кроссовки – «Я горбачусь с утра до вечера, а тебе плевать!»
Перестал ходить на тренировки – «А ты посчитал, сколько мы туда вбухали за 3 года?»
Включил громко музыку – «Ты нас с отцом ни в грош не ставишь!»
Не слишком ли серьезные обвинения?
И как итог: «А я не просил, чтобы вы меня рожали!» – знакомо? В период пубертата такое вот обидное для родителей обвинение вылетает очень нередко. И, если честно, ответить на это нечего. Потому что, на самом деле – не просил…
Это мы должны вернуть его миру
Мы часто путаем понятия «долг» и «благодарность». БлагоДАРность – это Дар. Подарок. А подарки мы дарим добровольно и искренне, правда? Тем, кого любим и кому хотим и таким способом продемонстрировать свою любовь и признательность.
Долг – совсем другое. Должен – это когда ты что-то взял и должен вернуть. В идеале, чтобы не возникло отрицательных эмоций в сторону кредитора – столько же, сколько взял.
В этом смысле должники – это мы. Это мы взяли себе огромное счастье – ребенка – у Бога, у мироздания, у судьбы, кому как больше нравится. И отдать должны тому, у кого взяли, потому что присваивать чужое – плохо.
То есть спустя 18-20-25 лет мир, который когда-то дал нам это счастье, может рассчитывать на то, что оно вернется к нему. Повзрослевшим, стоящим на ногах, умеющим радоваться и радовать других. В том числе его, мир, тоже радовать.
Если подходить к самому факту появления ребенка с этих позиций, то жить и воспитывать сына или дочку становится гораздо легче. Потому что тогда ты понимаешь: мир дал тебе Человека. В комплекте с его талантами, способностями, недостатками, особенностями характера, мировоззрением.
И последнее хоть и зависит напрямую от того, как ты постарался, вовсе не обязательно должно соответствовать твоему. И твоя задача – не дать этим талантам пропасть. И тогда ты начинаешь развивать эти таланты и способности, уважать мировоззрение, помогать. Повторю: помогать, а не переделывать! Потому что тогда, когда ты брал себе Человека, вы с миром не договаривались, что ты начнешь перекраивать и переделывать его в соответствии с собственными представлениями о жизни.
И тогда ты спокойно относишься к тому, что дочка не любит играть в куклы и просит у Деда Мороза машинку на пульте. И к тому, что сын решил стать чемпионом мира по бальным танцам, а не по боксу. И что скрипка ребенку совсем не нравится, несмотря на 5 поколений музыкантов в семье, а нравится ему лазать по скалам и слушать Басту. И что кроссовки он потерял не потому, что хотел сделать тебе больно, и ему самому неприятно.
В результате такого подхода в ответ ты получаешь дружбу с ребенком. Его признательность и благодарность. Потому что благодарим мы людей за помощь и поддержку, а не за навязывание кредитов. И даже если что-то не получается, Человек встает и начинает сначала, потому что у него есть поддержка. Просто так, не взаймы…
Но папа решил, что он должен стать летчиком
Но часто мы, родители, понимаем все совсем по-другому. Мы думаем, что нам вручили конструктор, из которого мы должны сделать то, что нам хочется. И делаем. Невзирая на особенности, желания, особенности характера, даже таланты ребенка. Я знаю, о чем говорю.
Больше 6 лет руковожу мастерской журналистики, и каждый год вижу страдающих детей. Детей, у которых врожденные репортерские способности (а это нечасто случается, поверьте). Но родители считают, что журналистика – не профессия, поэтому загоняют сыновей (дочек – реже) к репетиторам по физике и математике.
Максим занимался у нас 3 года. Он с удовольствием брался за все: тексты, камеру, монтаж. У него горели глаза и все получалось. Но в начале 10 класса он пришел ко мне и сказал, что заниматься больше не будет. Папа решил, что Максим должен стать летчиком. Когда-то папа сам хотел им стать, но по состоянию здоровья не смог. Максим сидел передо мной с потухшими глазами и, бубня на одной ноте, рассказывал, что летчики всегда нужны, что они много получают, и папа всю жизнь, несмотря на больное сердце, пашет как проклятый, чтобы заплатить за репетиторов и, если понадобится, за учебу. Мама Максима понимает, но просит его не спорить с папой, потому что больное сердце…
Я видела мальчишек, которые мечтают стать летчиками. У меня был одноклассник, который по звуку отличал летящий ИЛ-86 от Ту-154. У него все получилось. А у Максима получится вряд ли. То есть, на летчика он, возможно, выучится. А вот счастливым не станет. На мой взгляд, счастливый журналист лучше, чем несчастный летчик.
Жертва никогда не станет опорой и поддержкой
Выбор профессии и вообще рода занятий – это, на самом деле, ягодки. Гораздо опаснее для обеих сторон – это бесконечные претензии родителей на тему «Ты меня не ценишь, ты должен быть благодарен, я ради тебя … а ты …. ». За что он должен быть благодарен? За то, что его кормят? Одевают? Учат музыке? Любят? То есть, за элементарные человеческие действия? За воздух?
Ценить – это как? Встречать в парадной форме? Целовать руки? Стиснув зубы, заниматься тем, что перестало нравится?
Ребенок правда этого не понимает. Поэтому, в один совсем не прекрасный момент, родители слышат: «А я не просил себя рожать!»
Любая попытка «перекроить» то, что нам досталось от Бога, или любыми путями востребовать то, что мы по недоразумению считаем благодарностью, ничем хорошим закончится не может. В результате мы получим или протест, который приведет к очень прохладным отношениям с родителями, или жертву. А жертва никогда не станет опорой и поддержкой родителям в старости (мы же на это рассчитываем?).
Дискуссии на тему «должны ли дети родителям?» сегодня очень популярны. Моя личная точка зрения: на определенном этапе, повзрослев, должны. Ровно столько, сколько получили. И они нам ровно столько и отдают, на самом деле. Время, внимание, поддержка – все возвращается.
Если не требовать, чтобы вернули больше, чем давали. Потому что в этом случае мы становимся коллекторами. И тогда отношение к нам как коллекторам вполне оправдано. Кто-нибудь видел коллекторов, которых приглашают войти и попить чаю? А если и без коллекторов – про Раскольникова тоже забывать не стоит…
И да: бескомпромиссное мнение, требование делать все «как я решил, потому что я знаю, как лучше», давление, попытка сломать через колено, манипуляции самыми важными чувствами – возвращаются тоже. Сполна.
“В её квартире я буду жить так, как она захочет”
Самое неприятное – когда начинают требовать вернуть навязанный кредит. Когда тот, кому вы его выдаете, в этом кредите совсем не нуждается. Когда мать лишает себя всего ради того, например, чтобы ребенок мог заниматься музыкой. Ненавистной ему музыкой. А потом выставляет счет. За что? За потерянные годы? Ребенком потерянные!
«…Дошло все до того, что я и вовсе её не ценю, потому что ничего не делаю по дому и спорю с ней. Я пыталась сначала спокойно объяснить, что я и так стараюсь, и что ценю её, что не помытая посуда – еще не конец жизни, и т.д. Она даже не пыталась услышать меня, и все мои слова переводила так, что оказывалось: я её оскорбляю. Говорила, что я не имею права на неё орать и не уважаю её, а на вопрос, можно ли ей на меня орать, она сказала, что в её квартире я буду жить так, как она захочет», – написала мне Лиза. Вот такая модель. Интересно, что будет говорить мама, если когда-нибудь она окажется в Лизиной квартире?
Бог, судьба, мир дали нам Человека. Пусть он растет таким, каким его задумал Создатель. В числе прочего – благодарным. А мы – поможем, правда? И тогда нам не придется думать, что сказать в ответ на брошенное: «А я не просил, чтобы вы меня рожали!»
Марина Солотова
Дата: 23 Июня
"Ты Сможешь!" Аутизм - новый взгляд
Сенсорная диета
"Точно так же, как должна быть удовлетворена потребность вашего ребенка в получении пищи, в течение дня должна быть удовлетворена его потребность в получении сенсорных ощущений. "Сенсорная диета" является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов, которые необходимы человеку, чтобы оставаться сосредоточенным и организованным в течение дня"
Прочитайте полностью: http://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-genera..
__________________________________________________
"Точно так же, как должна быть удовлетворена потребность вашего ребенка в получении пищи, в течение дня должна быть удовлетворена его потребность в получении сенсорных ощущений. "Сенсорная диета" является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов, которые необходимы человеку, чтобы оставаться сосредоточенным и организованным в течение дня"
Прочитайте полностью: http://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-genera..
__________________________________________________
"Сенсорная диета".
www.childneurologyinfo.com Дата: 21 Июня
"Ты Сможешь!" Аутизм - новый взгляд
Вопрос-ответ. Как устроить встречу с ровесником для ребенка с аутизмом?
Одна из самых проблемных областей для детей с аутизмом — навыки игры и общения с другими детьми. Очень важный метод, позволяющий детям с аутизмом попрактиковаться в социальных и коммуникативных навыках — это так называемые «свидания для игр», когда взрослые устраивают встречу детей примерно одного возраста, во время которой они могут играть в безопасной и структурированной атмосфере. Если у вас есть возможность устроить такую встречу с типичным сверстником для аутичного ребенка (например, пригласить ребенка друзей, родственников или соседей к вам в гости или в парк), то потребуется заблаговременное планирование со стороны всей семьи.
Вот несколько советов о том, как можно сделать такую встречу удачной:
http://outfund.ru/kak-ustroit-vstrechu-s-rovesnikom-d..
_________________________________________________
Одна из самых проблемных областей для детей с аутизмом — навыки игры и общения с другими детьми. Очень важный метод, позволяющий детям с аутизмом попрактиковаться в социальных и коммуникативных навыках — это так называемые «свидания для игр», когда взрослые устраивают встречу детей примерно одного возраста, во время которой они могут играть в безопасной и структурированной атмосфере. Если у вас есть возможность устроить такую встречу с типичным сверстником для аутичного ребенка (например, пригласить ребенка друзей, родственников или соседей к вам в гости или в парк), то потребуется заблаговременное планирование со стороны всей семьи.
Вот несколько советов о том, как можно сделать такую встречу удачной:
http://outfund.ru/kak-ustroit-vstrechu-s-rovesnikom-d..
_________________________________________________
Как устроить встречу с ровесником для ребенка с аутизмом? outfund.ru |
Дата: 19 Июня
Сегодня свой День Рождения отмечает невролог и специалист по аудио-психо-фонологии Липина Екатерина Витальевна!Коллектив центра Потенциал от всей души поздравляет Вас с этим приятным праздником и желает Вам больше ярких,удачливых дней,а также здоровья,семейного благополучия,бодрого духа и позитивного настроения!
Дата: 19 Июня
Достойные фильмы
Если ваш ребёнок
Дата: 18 Июня
Ассоциация Комплексной Коррекционной Помощи АККП
Развивающие задания для малышей (рабочие тетради)
Ребенок в возрасте 4-6 лет имеет определенные навыки, которые пригодятся при подготовке к школе. Малыш знает цвета, может найти различия между двумя предметами, начинает интересоваться более глубокими понятиями, такими как пространство и время, причины проявления событий.
Любопытные исследователи учатся мыслить логически, проявляют интерес к книгам и буквам. Представленные упражнения помогут поддерживать интерес малыша, развивать его потенциал.
Дошкольники проводят свое время в играх, поэтому задания должны подаваться в соответствующей форме. Стандартная подача заданий не привлекает детей, может стать толчком к проявлению нежелания учиться. Представленные задания нацелены на развитие ребенка, с сохранением основных предпочтений малыша.
Развивающая программа для малышей включает в себя подготовку к письму, обучение счетным навыкам, усовершенствование памяти и логического мышления. Рубрика «Количество и счет» состоит из увлекательных заданий на подсчет одинаковых фигур или животных, закрашивание определенного количества картинок, соединение рисунков с цифрами, дорисовку необходимого количества предметов.
Категория «Готовимся к письму» предназначена для детей от 3-х до 5-ти лет. Представленные упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, путем проведения линий, заштриховки фигур, рисования по пунктиру и др.
«Задания для ума» — упражнения направленные на развитие логического мышления, памяти, внимания. Представленные задания отличаются разнообразной подачей и веселым оформлением.
https://vscolu.ru/from3_to4/razvivayushhie-zadaniya-d..
Ребенок в возрасте 4-6 лет имеет определенные навыки, которые пригодятся при подготовке к школе. Малыш знает цвета, может найти различия между двумя предметами, начинает интересоваться более глубокими понятиями, такими как пространство и время, причины проявления событий.
Любопытные исследователи учатся мыслить логически, проявляют интерес к книгам и буквам. Представленные упражнения помогут поддерживать интерес малыша, развивать его потенциал.
Дошкольники проводят свое время в играх, поэтому задания должны подаваться в соответствующей форме. Стандартная подача заданий не привлекает детей, может стать толчком к проявлению нежелания учиться. Представленные задания нацелены на развитие ребенка, с сохранением основных предпочтений малыша.
Развивающая программа для малышей включает в себя подготовку к письму, обучение счетным навыкам, усовершенствование памяти и логического мышления. Рубрика «Количество и счет» состоит из увлекательных заданий на подсчет одинаковых фигур или животных, закрашивание определенного количества картинок, соединение рисунков с цифрами, дорисовку необходимого количества предметов.
Категория «Готовимся к письму» предназначена для детей от 3-х до 5-ти лет. Представленные упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, путем проведения линий, заштриховки фигур, рисования по пунктиру и др.
«Задания для ума» — упражнения направленные на развитие логического мышления, памяти, внимания. Представленные задания отличаются разнообразной подачей и веселым оформлением.
https://vscolu.ru/from3_to4/razvivayushhie-zadaniya-d..
Дата: 16 Июня
ॐ СТРАНА РОДИТЕЛЕЙ ॐ
Куда исчезло свободное время
Жизнь современных детей все больше похожа на жизнь взрослых, где нужно много трудиться и думать о будущем. Полвека назад дети так же ходили в школы, кружки и к репетиторам, но жили свободнее. Что изменилось с тех пор и почему теперь родители стараются не оставлять свободного времени своим детям?
Мой обычный вопрос к семье на приеме: расскажите, как организован день вашего ребенка, вашей семьи, как проходит неделя, что вы делаете в выходные. И каждый день, каждую неделю, из года в год родители (или сам ребенок, подросток) подробно описывают для меня, как это у них происходит. Я, естественно, выслушиваю.
При этом я хорошо помню, как был организован день и неделя в детстве у меня самой и у моих тогдашних сверстников. Потом я сама организовывала быт своих, теперь уже выросших и живущих отдельно, детей и в той или иной степени подробности наблюдала за жизнью уже их сверстников и их семей. Самое интересное, что если рассматривать совокупность частей, то за истекшие со времен моего собственного детства сорок лет не поменялось практически ничего. Дети по-прежнему ходят в детский сад или школу, делают уроки, посещают кружки или спортивные секции, смотрят телевизор, общаются со сверстниками, в выходные ходят с родителями или с приятелями в кино, в парк на аттракционы, в музеи, в театр или зоопарк. Все это делали и мы, и наши дети. Появились компьютеры, мобильники, часть коллективных игр и общения у детей и взрослых ушла в виртуал. Во дворах (как мы когда-то) играют не так уж часто, погулять с друзьями и родителями зачастую ходят в торгово-развлекательные центры. Ну да, и что же с того? Ведь по сути это то же самое общение.
Но есть один момент детско-родительского взаимодействия, который я то и дело отмечаю у себя на приемах и в частных беседах с родителями и который я сегодня хотела бы обсудить с читателями. Мне (и как человеку, и как практикующему специалисту) важно понять: действительно ли данный феномен имеет место быть, и если все-таки имеет, то в чем причина происходящего.
У многих современных детей практически нет свободного времени — школа, уроки, кружки, секции. И родители, и сами дети часто жалуются на «перегруз»:
«Да когда ему гулять с друзьями? У него четыре раза в неделю музыкальная школа, туда доехать-вернуться, потом мы еще в бассейн ходим (нам ортопед посоветовал), еще два раза репетитор по математике, и один раз он в школе на информатику ходит, это у них как бы факультатив, но всем рекомендовали, ну и дома надо и уроки приготовить, и на фортепиано ведь хоть сколько-то поиграть. Вот и прикиньте… а в выходные мы, конечно, стараемся, чтобы в музей, но он часто отказывается, ложится перед телевизором и просто тупо лежит, даже не смотрит туда, по-моему. А чего в этот зомбоящик смотреть-то, я ему и говорю…»
Я спрашиваю у мальчишки, как ему музыкальная школа. Он говорит: первый год нравилась, потом надоело. Сейчас — никакой радости. Может, бросить? Заняться чем-нибудь другим, интересным? В глазах матери — тревога: ну как же, пять лет, хорошо бы диплом. А сколько еще осталось? Четыре года. В глазах мальчишки — тоска.
* * *
«Ну надо же им чем-то заниматься! Если их предоставить самим себе, так они и будут в телефонах сидеть или перед телевизором. Да, я не работаю, но у меня почти нет свободного времени. Я вожу их в школу и на кружки, они еще слишком маленькие, чтобы ездить на метро и в маршрутках, да сейчас дети одни и не ездят, это когда мы маленькие были, тогда да, но вы же понимаете, что времена изменились… (не понимаю, честно! — Прим.авт.) Три кружка у дочки, четыре у сына, они сначала почти всегда упираются, но потом-то им нравится, это всяко лучше, чем дома без толку слоняться…»
* * *
Подросток на приеме. Десятый класс хорошей гимназии, невроз.
— А что бы ты сам хотел?
— Да ничего, наверное.
— Ну, так не бывает.
— Тогда — чтобы от меня все отстали. Вообще.
— И что бы ты тогда делал?
— Я бы тогда сначала лежал, долго, смотрел в окно. Или в ванной. А потом ходил по городу, один, смотрел на витрины. А потом пошел бы к друзьям… только они тоже всегда заняты.
— Чем же?
— Ну, уроки, репетиторы, на следующий год — ЕГЭ, надо готовиться, потому что от этого очень многое зависит… Во всяком случае, так нам все говорят.
* * *
«Конечно, контролирую. Да если я перестану, он вообще уроки делать не будет. Будет врать, что ничего не задано, нахватает двоек, потом мне ходить, разговаривать с учителями, уговаривать их, унижаться. Мне оно надо? Я и у других родителей в нашем классе спрашивала — ровно то же самое. Я сама? Ну разумеется, я сама училась. Это же перестройка была. Мама с папой тогда ушли из института, стали “челноками”, чтобы нас прокормить, у меня еще два брата младших. Ну что вы сравниваете? Я и обед в двенадцать лет на всю семью готовила, а он даже тарелку за собой в раковину не отнесет».
* * *
«Ну вы же сами понимаете, что будет, если я их сейчас “отпущу”. Чем это все кончится. Не понимаете? Странно, вы же психолог, должны вроде быть в курсе. Они же будут все время сидеть у компьютера и играть, их оттуда ни за что не оттащишь, у них сформируется зависимость, школа полетит к черту, и поступление в институт, и все, жизнь псу под хвост…»
* * *
«Дети, подростки должны быть все время заняты, а не “пинать балду”. Учиться, читать книги, помогать по дому. Мы так делали и выросли нормальными, работящими и порядочными людьми. Это элементарная профилактика. Валяться часами на диване и слушать музыку или сидеть с такими же бездельниками на школьном крыльце с сигаретой и банкой энергетика — это не досуг и не “обучение общению”, как вы говорите, а прямая дорога… ну вы сами знаете куда. Сидели ли мы с женой подростками на скамейках и ходили ли по улицам с кассетным магнитофоном? Вы сами — ходили? А что такое “бобина”?.. Ну, тогда было другое время, а сейчас упустишь — и все…»
* * *
И несть им числа.
У меня постепенно возникает странное ощущение: современные родители в моем городе (я не могу судить о других местах, и весьма обоснованно предполагаю, что в депрессивном рабочем поселке под Архангельском дела, возможно, обстоят совсем иначе) не доверяют своим детям. Им кажется, что если их хотя бы частично предоставить самим себе, дать им свободу в организации занятий и досуга, то немедленно случится что-то неопределенно ужасное. Дети массово покинут нормальное социальное поле и куда-то «уйдут». Что-то такое из «Гадких лебедей» братьев Стругацких. И чтобы этого не случилось, в детей надо «вкладываться», детей надо много и практически непрерывно «развивать», «занимать» и, конечно, «контролировать». Иногда встречаются дети, подростки, которые уже сами переняли эту парадигму — они устали, не получают от своих многочисленных занятий никакого удовольствия, чешутся или страдают иной психосоматикой, но транслируют родительское: «ни минуты свободной, какое там “погулять с приятелями”! Я же хочу поступить в... И чтобы завтра занять приличное место в жизни, я сегодня должен, вы же понимаете…» Мне кажется, они тоже боятся и тоже не доверяют — ни миру, ни самим себе.
По сравнению с сегодняшним днем мое детство было весьма бедным занятиями и развлечениями. Но нам однозначно доверяли — мы лет с пяти уходили «во двор», а потом должны были как-то сами выбрать себе кружки по интересам и сами туда добираться. Мы сами ходили в кино, сами готовили уроки и сами исправляли свои двойки. У нас было много досуга, и мы его сами, по своему выбору, заполняли — играми, чтением, разговорами, ничегонеделаньем. Родители, конечно, учили нас жить (бессмертное «А не будешь хорошо учиться, станешь дворником!»), но в целом предполагалось, что их основная задача — накормить, одеть, оплатить кружки, если они платные (большинство было бесплатных, надо признать), отвести в школу, в идеале — в музей, в театр, а дальше мы сами как-нибудь сориентируемся в соответствии со своими запросами и интересами. Они явно не слишком боялись за наш грядущий жизненный путь и считали нас не глупее, а зачастую — умнее себя.
Почему сейчас все иначе? Или мне все-таки мерещится?
Екатерина Мурашова
Жизнь современных детей все больше похожа на жизнь взрослых, где нужно много трудиться и думать о будущем. Полвека назад дети так же ходили в школы, кружки и к репетиторам, но жили свободнее. Что изменилось с тех пор и почему теперь родители стараются не оставлять свободного времени своим детям?
Мой обычный вопрос к семье на приеме: расскажите, как организован день вашего ребенка, вашей семьи, как проходит неделя, что вы делаете в выходные. И каждый день, каждую неделю, из года в год родители (или сам ребенок, подросток) подробно описывают для меня, как это у них происходит. Я, естественно, выслушиваю.
При этом я хорошо помню, как был организован день и неделя в детстве у меня самой и у моих тогдашних сверстников. Потом я сама организовывала быт своих, теперь уже выросших и живущих отдельно, детей и в той или иной степени подробности наблюдала за жизнью уже их сверстников и их семей. Самое интересное, что если рассматривать совокупность частей, то за истекшие со времен моего собственного детства сорок лет не поменялось практически ничего. Дети по-прежнему ходят в детский сад или школу, делают уроки, посещают кружки или спортивные секции, смотрят телевизор, общаются со сверстниками, в выходные ходят с родителями или с приятелями в кино, в парк на аттракционы, в музеи, в театр или зоопарк. Все это делали и мы, и наши дети. Появились компьютеры, мобильники, часть коллективных игр и общения у детей и взрослых ушла в виртуал. Во дворах (как мы когда-то) играют не так уж часто, погулять с друзьями и родителями зачастую ходят в торгово-развлекательные центры. Ну да, и что же с того? Ведь по сути это то же самое общение.
Но есть один момент детско-родительского взаимодействия, который я то и дело отмечаю у себя на приемах и в частных беседах с родителями и который я сегодня хотела бы обсудить с читателями. Мне (и как человеку, и как практикующему специалисту) важно понять: действительно ли данный феномен имеет место быть, и если все-таки имеет, то в чем причина происходящего.
У многих современных детей практически нет свободного времени — школа, уроки, кружки, секции. И родители, и сами дети часто жалуются на «перегруз»:
«Да когда ему гулять с друзьями? У него четыре раза в неделю музыкальная школа, туда доехать-вернуться, потом мы еще в бассейн ходим (нам ортопед посоветовал), еще два раза репетитор по математике, и один раз он в школе на информатику ходит, это у них как бы факультатив, но всем рекомендовали, ну и дома надо и уроки приготовить, и на фортепиано ведь хоть сколько-то поиграть. Вот и прикиньте… а в выходные мы, конечно, стараемся, чтобы в музей, но он часто отказывается, ложится перед телевизором и просто тупо лежит, даже не смотрит туда, по-моему. А чего в этот зомбоящик смотреть-то, я ему и говорю…»
Я спрашиваю у мальчишки, как ему музыкальная школа. Он говорит: первый год нравилась, потом надоело. Сейчас — никакой радости. Может, бросить? Заняться чем-нибудь другим, интересным? В глазах матери — тревога: ну как же, пять лет, хорошо бы диплом. А сколько еще осталось? Четыре года. В глазах мальчишки — тоска.
* * *
«Ну надо же им чем-то заниматься! Если их предоставить самим себе, так они и будут в телефонах сидеть или перед телевизором. Да, я не работаю, но у меня почти нет свободного времени. Я вожу их в школу и на кружки, они еще слишком маленькие, чтобы ездить на метро и в маршрутках, да сейчас дети одни и не ездят, это когда мы маленькие были, тогда да, но вы же понимаете, что времена изменились… (не понимаю, честно! — Прим.авт.) Три кружка у дочки, четыре у сына, они сначала почти всегда упираются, но потом-то им нравится, это всяко лучше, чем дома без толку слоняться…»
* * *
Подросток на приеме. Десятый класс хорошей гимназии, невроз.
— А что бы ты сам хотел?
— Да ничего, наверное.
— Ну, так не бывает.
— Тогда — чтобы от меня все отстали. Вообще.
— И что бы ты тогда делал?
— Я бы тогда сначала лежал, долго, смотрел в окно. Или в ванной. А потом ходил по городу, один, смотрел на витрины. А потом пошел бы к друзьям… только они тоже всегда заняты.
— Чем же?
— Ну, уроки, репетиторы, на следующий год — ЕГЭ, надо готовиться, потому что от этого очень многое зависит… Во всяком случае, так нам все говорят.
* * *
«Конечно, контролирую. Да если я перестану, он вообще уроки делать не будет. Будет врать, что ничего не задано, нахватает двоек, потом мне ходить, разговаривать с учителями, уговаривать их, унижаться. Мне оно надо? Я и у других родителей в нашем классе спрашивала — ровно то же самое. Я сама? Ну разумеется, я сама училась. Это же перестройка была. Мама с папой тогда ушли из института, стали “челноками”, чтобы нас прокормить, у меня еще два брата младших. Ну что вы сравниваете? Я и обед в двенадцать лет на всю семью готовила, а он даже тарелку за собой в раковину не отнесет».
* * *
«Ну вы же сами понимаете, что будет, если я их сейчас “отпущу”. Чем это все кончится. Не понимаете? Странно, вы же психолог, должны вроде быть в курсе. Они же будут все время сидеть у компьютера и играть, их оттуда ни за что не оттащишь, у них сформируется зависимость, школа полетит к черту, и поступление в институт, и все, жизнь псу под хвост…»
* * *
«Дети, подростки должны быть все время заняты, а не “пинать балду”. Учиться, читать книги, помогать по дому. Мы так делали и выросли нормальными, работящими и порядочными людьми. Это элементарная профилактика. Валяться часами на диване и слушать музыку или сидеть с такими же бездельниками на школьном крыльце с сигаретой и банкой энергетика — это не досуг и не “обучение общению”, как вы говорите, а прямая дорога… ну вы сами знаете куда. Сидели ли мы с женой подростками на скамейках и ходили ли по улицам с кассетным магнитофоном? Вы сами — ходили? А что такое “бобина”?.. Ну, тогда было другое время, а сейчас упустишь — и все…»
* * *
И несть им числа.
У меня постепенно возникает странное ощущение: современные родители в моем городе (я не могу судить о других местах, и весьма обоснованно предполагаю, что в депрессивном рабочем поселке под Архангельском дела, возможно, обстоят совсем иначе) не доверяют своим детям. Им кажется, что если их хотя бы частично предоставить самим себе, дать им свободу в организации занятий и досуга, то немедленно случится что-то неопределенно ужасное. Дети массово покинут нормальное социальное поле и куда-то «уйдут». Что-то такое из «Гадких лебедей» братьев Стругацких. И чтобы этого не случилось, в детей надо «вкладываться», детей надо много и практически непрерывно «развивать», «занимать» и, конечно, «контролировать». Иногда встречаются дети, подростки, которые уже сами переняли эту парадигму — они устали, не получают от своих многочисленных занятий никакого удовольствия, чешутся или страдают иной психосоматикой, но транслируют родительское: «ни минуты свободной, какое там “погулять с приятелями”! Я же хочу поступить в... И чтобы завтра занять приличное место в жизни, я сегодня должен, вы же понимаете…» Мне кажется, они тоже боятся и тоже не доверяют — ни миру, ни самим себе.
По сравнению с сегодняшним днем мое детство было весьма бедным занятиями и развлечениями. Но нам однозначно доверяли — мы лет с пяти уходили «во двор», а потом должны были как-то сами выбрать себе кружки по интересам и сами туда добираться. Мы сами ходили в кино, сами готовили уроки и сами исправляли свои двойки. У нас было много досуга, и мы его сами, по своему выбору, заполняли — играми, чтением, разговорами, ничегонеделаньем. Родители, конечно, учили нас жить (бессмертное «А не будешь хорошо учиться, станешь дворником!»), но в целом предполагалось, что их основная задача — накормить, одеть, оплатить кружки, если они платные (большинство было бесплатных, надо признать), отвести в школу, в идеале — в музей, в театр, а дальше мы сами как-нибудь сориентируемся в соответствии со своими запросами и интересами. Они явно не слишком боялись за наш грядущий жизненный путь и считали нас не глупее, а зачастую — умнее себя.
Почему сейчас все иначе? Или мне все-таки мерещится?
Екатерина Мурашова
Дата: 13 Июня
"Ты Сможешь!" Аутизм - новый взгляд
Игры. Лото "Подбери действие".
Распечатать в двух экземплярах. Один экземпляр разрезать на карточки. Предварительно распределить карточки по цветам рамки.
Варианты игры:
1) водящий перемешивает карточки из нескольких игровых полей (в зависимости от числа игроков), переворачивает по 1 картинке. Если ребенок правильно называет изображенное действие, то забирает картинку и кладет на свое игровое поле, если называет неверно, то картинку кладут обратно в колоду. Кто первый соберет все карточки на своем игровом поле, тот выиграл.
2) игра организуется аналогично, но ребенок строит целое предложение по картинке.
3) после того, как все картинки собраны, можно поиграть в игру "Кто самый внимательный". Детям предлагают запомнить картинки на одном игровом поле и убирают 1-2 картинки. Нужно вспомнить и правильно назвать, чего не стало.
Источник: https://www.facebook.com/groups/corhelp/permalink/123..
_________________________________________________
Распечатать в двух экземплярах. Один экземпляр разрезать на карточки. Предварительно распределить карточки по цветам рамки.
Варианты игры:
1) водящий перемешивает карточки из нескольких игровых полей (в зависимости от числа игроков), переворачивает по 1 картинке. Если ребенок правильно называет изображенное действие, то забирает картинку и кладет на свое игровое поле, если называет неверно, то картинку кладут обратно в колоду. Кто первый соберет все карточки на своем игровом поле, тот выиграл.
2) игра организуется аналогично, но ребенок строит целое предложение по картинке.
3) после того, как все картинки собраны, можно поиграть в игру "Кто самый внимательный". Детям предлагают запомнить картинки на одном игровом поле и убирают 1-2 картинки. Нужно вспомнить и правильно назвать, чего не стало.
Источник: https://www.facebook.com/groups/corhelp/permalink/123..
_________________________________________________