Мы в соц сетях:
Группа Вконтакте |
Контакты:
Адрес: Томск, Пушкина, 63 ст10Б
Телефоны: +79539265772
Расписание:
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
Официальный сайт malish-mama.tomsk.ru
О нас:
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШ ЦЕНТР!
Наш адрес ул. Пушкина, 63/10 (вход в детский спортивный комплекс "StarT")
Звоните нам по телефону
+79539265772
Лечебно-оздоровительный центр "Здоровая мама - крепкий малыш" - уникальный и единственный центр в Томске с 1993 г. Вот уже более 2.8 тысяч женщин стали счастливыми мамами благодаря занятиям в нашем центре.
C 1993 года на базе женской консультации родильного дома №1 нами разрабатывались и внедрялись комплексы оздоровительных мероприятий: гимнастика в динамическом режиме на подготовку всех групп мышц, музыкальная релаксация, плавание. Совершенствуя методики, мы закрепляли их научными исследованиями.
С 1997 года филиал при женской консультации стал называться центр «Здоровая мама - крепкий малыш». Женщины рожали прекрасно. Постоянно находились под наблюдением и дети, у которых значительно меньше отмечались заболевания и отклонения.
Наш лечебно-оздоровительный центр «Здоровая мама - крепкий малыш» процветает и уверенно развивается на радость томичам.
20-летний опыт работы с беременными женщинами и детьми позволил оценить эффективность используемых методик, что способствовало снижению материнской и детской заболеваемости. За это время под нашим наблюдением ни разу не было случая рождения ребенка с отклонениями. Наши дети растут крепкими и здоровыми.
Наш адрес ул. Пушкина, 63/10 (вход в детский спортивный комплекс "StarT")
Звоните нам по телефону
+79539265772
Лечебно-оздоровительный центр "Здоровая мама - крепкий малыш" - уникальный и единственный центр в Томске с 1993 г. Вот уже более 2.8 тысяч женщин стали счастливыми мамами благодаря занятиям в нашем центре.
C 1993 года на базе женской консультации родильного дома №1 нами разрабатывались и внедрялись комплексы оздоровительных мероприятий: гимнастика в динамическом режиме на подготовку всех групп мышц, музыкальная релаксация, плавание. Совершенствуя методики, мы закрепляли их научными исследованиями.
С 1997 года филиал при женской консультации стал называться центр «Здоровая мама - крепкий малыш». Женщины рожали прекрасно. Постоянно находились под наблюдением и дети, у которых значительно меньше отмечались заболевания и отклонения.
Наш лечебно-оздоровительный центр «Здоровая мама - крепкий малыш» процветает и уверенно развивается на радость томичам.
20-летний опыт работы с беременными женщинами и детьми позволил оценить эффективность используемых методик, что способствовало снижению материнской и детской заболеваемости. За это время под нашим наблюдением ни разу не было случая рождения ребенка с отклонениями. Наши дети растут крепкими и здоровыми.
Из нашей жизни:
Дата: 23 Июня
Здоровье деток - это самое главное для
родителей. По себе знаю. Хочу пригласить вас на прекрасный сайт для родителей,
где на ваши любые вопросы про здоровье малышей отвечают квалифицированные врачи
педиатры онлайн, совершенно бесплатно! Можно задавать неограниченное количество
вопросов. "Мой педиатр" на сайте http://www.happy-giraffe.ru/mypediatrician/
Есть также приложение на телефон Мой Педиатр https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.happ.. Очень удобно и всегда под
рукой. Будьте здоровы.
родителей. По себе знаю. Хочу пригласить вас на прекрасный сайт для родителей,
где на ваши любые вопросы про здоровье малышей отвечают квалифицированные врачи
педиатры онлайн, совершенно бесплатно! Можно задавать неограниченное количество
вопросов. "Мой педиатр" на сайте http://www.happy-giraffe.ru/mypediatrician/
Есть также приложение на телефон Мой Педиатр https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.happ.. Очень удобно и всегда под
рукой. Будьте здоровы.
Дата: 2 Июня
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ Дети - наши "зеркала".
Как-то летом, гуляя с дочей, стала свидетелем следующей ситуации. Моя дочка Вика попросила у другой девочки, гуляющей во дворе, игрушку. Девочка (назовем ее Оля) подошла к своей маме и робко спросила: "Мама, можно?". Мама РАЗДРАЖЕННО ответила: "Что ты у меня спрашиваешь - твоя же игрушка! Дай, конечно, пусть играет." Оля дала Вике игрушку.
Наблюдаю: моя дочь спокойно играет некоторое время, а потом Оля подходит, встает неуверенно рядом с Викой, и смотрит на игрушку (видимо, хочет забрать, но не решается). Немного потоптавшись возле Вики, Оля подходит снова к своей маме, и показывает в сторону Вики. Мама КОМАНДИРСКИМ тоном говорит: "Ну, что?! Иди, попроси вернуть. Ты что такая трусиха, попросить не можешь? Все дети как дети, а ты..." В итоге мы отдали сами игрушку. Мама Оли во время прогулки то и дело высказывала Оле, какая она не такая, как хочется маме, периодически говорила Оле, что ей нужно делать. А я увидела в Оле обратное отражение её мамы.
Дети - наши зеркала. Они отражают наши сильные и слабые качества, наши черты характера, привычки и убеждения. Отражение в зеркале может быть прямым или обратным.
Пример прямого отражения: неуверенная в себе мама воспитала неуверенным своего ребенка (качество такое же, как у мамы).
Пример обратного отражения: авторитарная мама воспитала ребенка зависимым от чужого мнения, не умеющего опираться на себя (то есть качество, противоположное маминому).
Хотите увидеть, что показывает Ваше маленькое зеркало и влиять на отражение?
Запишитесь на семинар-тренинг: "10 причин низкой самооценки" (или "Дети-наши зеркала")
8 июня 18.30-20.30 в https://vk.com/zelenayalampa
Стоимость: 400 руб.
Бонусы: минус 100 руб. если приходите вдвоем
чай и сладости
Как-то летом, гуляя с дочей, стала свидетелем следующей ситуации. Моя дочка Вика попросила у другой девочки, гуляющей во дворе, игрушку. Девочка (назовем ее Оля) подошла к своей маме и робко спросила: "Мама, можно?". Мама РАЗДРАЖЕННО ответила: "Что ты у меня спрашиваешь - твоя же игрушка! Дай, конечно, пусть играет." Оля дала Вике игрушку.
Наблюдаю: моя дочь спокойно играет некоторое время, а потом Оля подходит, встает неуверенно рядом с Викой, и смотрит на игрушку (видимо, хочет забрать, но не решается). Немного потоптавшись возле Вики, Оля подходит снова к своей маме, и показывает в сторону Вики. Мама КОМАНДИРСКИМ тоном говорит: "Ну, что?! Иди, попроси вернуть. Ты что такая трусиха, попросить не можешь? Все дети как дети, а ты..." В итоге мы отдали сами игрушку. Мама Оли во время прогулки то и дело высказывала Оле, какая она не такая, как хочется маме, периодически говорила Оле, что ей нужно делать. А я увидела в Оле обратное отражение её мамы.
Дети - наши зеркала. Они отражают наши сильные и слабые качества, наши черты характера, привычки и убеждения. Отражение в зеркале может быть прямым или обратным.
Пример прямого отражения: неуверенная в себе мама воспитала неуверенным своего ребенка (качество такое же, как у мамы).
Пример обратного отражения: авторитарная мама воспитала ребенка зависимым от чужого мнения, не умеющего опираться на себя (то есть качество, противоположное маминому).
Хотите увидеть, что показывает Ваше маленькое зеркало и влиять на отражение?
Запишитесь на семинар-тренинг: "10 причин низкой самооценки" (или "Дети-наши зеркала")
8 июня 18.30-20.30 в https://vk.com/zelenayalampa
Стоимость: 400 руб.
Бонусы: минус 100 руб. если приходите вдвоем
чай и сладости
Дата: 18 Апреля
Админ пожалуйста не удаляй. Памятка шествия бессмертного полка на 9 мая.
Бессмертный Полк в Томске. Памятка участника.
Формирование колонны «Бессмертного полка» в Томске будет проходить на пр. Ленина - от пересечения с пр. Фрунзе и далее в сторону Главпочтамта.
Начало построения – в 10.30.
Начало митинга на пл. Новособорной – 11.00.
Начало движения колонны (ориентировочно) – 12.00.
Читать далее http://artoy.info/company/news/bessmertnyy-polk-v-tom..
Бессмертный Полк в Томске. Памятка участника.
Формирование колонны «Бессмертного полка» в Томске будет проходить на пр. Ленина - от пересечения с пр. Фрунзе и далее в сторону Главпочтамта.
Начало построения – в 10.30.
Начало митинга на пл. Новособорной – 11.00.
Начало движения колонны (ориентировочно) – 12.00.
Читать далее http://artoy.info/company/news/bessmertnyy-polk-v-tom..
Дата: 18 Апреля
Админ пожалуйста не удаляй. Памятка шествия бессмертного полка на 9 мая.
Бессмертный Полк в Томске. Памятка участника.
Формирование колонны «Бессмертного полка» в Томске будет проходить на пр. Ленина - от пересечения с пр. Фрунзе и далее в сторону Главпочтамта.
Начало построения – в 10.30.
Начало митинга на пл. Новособорной – 11.00.
Начало движения колонны (ориентировочно) – 12.00.
Читать далее http://artoy.info/company/news/bessmertnyy-polk-v-tom..
Бессмертный Полк в Томске. Памятка участника.
Формирование колонны «Бессмертного полка» в Томске будет проходить на пр. Ленина - от пересечения с пр. Фрунзе и далее в сторону Главпочтамта.
Начало построения – в 10.30.
Начало митинга на пл. Новособорной – 11.00.
Начало движения колонны (ориентировочно) – 12.00.
Читать далее http://artoy.info/company/news/bessmertnyy-polk-v-tom..
Дата: 6 Октября 2016
Уважаемые родители! 12 НОЯБРЯ! Начало в 13:00!
Приглашаем Вас на тренинг "ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА"!
Где: ЗДОРОВАЯ МАМА - КРЕПКИЙ МАЛЫШ (г.ТОмск, ул. Пушкина 63/10)
Цель тренинга:
Познакомить Вас с конкретными упражнениями и при необходимости самостоятельно использовать их.
ЗАЧЕМ НУЖНА ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА?
• Чтобы улучшить свою память.
• Чтобы уметь планировать, структурировать, организовывать себя и свое пространство.
• Чтобы сделать процесс восприятия информации лёгким и увлекательным.
• Чтобы уметь сосредоточиться в самых непростых условиях.
• Чтобы все помнить и воспринимать на "разборе у шефа".
• Чтобы регулировать свое эмоциональное состояние.
• Чтобы оказывать помощь себе и своим близким в стрессовой ситуации.
• Чтобы понять причину трудностей у своих детей и иметь возможность помочь их преодолеть.
• Чтобы помочь своим детям успешно развиваться и пройти возрастные кризисы.
• Чтобы помочь своим детям легко и увлечённо учиться и сдать экзамены без стресса.
Высшим достижением взрослого, было бы совместное выполнение этих упражнений с маленьким ребёнком, и обучение ученика, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Несколько минут (5–7 минут) занятий в день дают высокую эффективность. Например, школьникам при выполнении домашних заданий или контрольной работы.
Ведущий: Вайвод Нина - кинезиолог, психолог высшей категории, танатотехник, телесная психотерапия.
Дата ……………………………………………………………………….12 ноября 2016 г.
Стоимость тренинга …………………………………………………… 1700 руб.
Предварительная оплата …………………………………………….. 850 руб.
Скидки при полной оплате …………………………………………1500 руб.
Стоимость за участие в тренинге двух родителей…………….2000 руб.
За каждого приглашенного вами друга ………………………………..скидки 100 руб.
Запись по тел.: +79539265772 и ЛС! Файл для ваших друзей!
Приглашаем Вас на тренинг "ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА"!
Где: ЗДОРОВАЯ МАМА - КРЕПКИЙ МАЛЫШ (г.ТОмск, ул. Пушкина 63/10)
Цель тренинга:
Познакомить Вас с конкретными упражнениями и при необходимости самостоятельно использовать их.
ЗАЧЕМ НУЖНА ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА?
• Чтобы улучшить свою память.
• Чтобы уметь планировать, структурировать, организовывать себя и свое пространство.
• Чтобы сделать процесс восприятия информации лёгким и увлекательным.
• Чтобы уметь сосредоточиться в самых непростых условиях.
• Чтобы все помнить и воспринимать на "разборе у шефа".
• Чтобы регулировать свое эмоциональное состояние.
• Чтобы оказывать помощь себе и своим близким в стрессовой ситуации.
• Чтобы понять причину трудностей у своих детей и иметь возможность помочь их преодолеть.
• Чтобы помочь своим детям успешно развиваться и пройти возрастные кризисы.
• Чтобы помочь своим детям легко и увлечённо учиться и сдать экзамены без стресса.
Высшим достижением взрослого, было бы совместное выполнение этих упражнений с маленьким ребёнком, и обучение ученика, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Несколько минут (5–7 минут) занятий в день дают высокую эффективность. Например, школьникам при выполнении домашних заданий или контрольной работы.
Ведущий: Вайвод Нина - кинезиолог, психолог высшей категории, танатотехник, телесная психотерапия.
Дата ……………………………………………………………………….12 ноября 2016 г.
Стоимость тренинга …………………………………………………… 1700 руб.
Предварительная оплата …………………………………………….. 850 руб.
Скидки при полной оплате …………………………………………1500 руб.
Стоимость за участие в тренинге двух родителей…………….2000 руб.
За каждого приглашенного вами друга ………………………………..скидки 100 руб.
Запись по тел.: +79539265772 и ЛС! Файл для ваших друзей!
Дата: 5 Октября 2016
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас на тренинг "ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА"!
Цель тренинга:
Познакомить Вас с конкретными упражнениями и при необходимости самостоятельно использовать их.
ЗАЧЕМ НУЖНА ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА?
• Чтобы улучшить свою память.
• Чтобы уметь планировать, структурировать, организовывать себя и свое пространство.
• Чтобы сделать процесс восприятия информации лёгким и увлекательным.
• Чтобы уметь сосредоточиться в самых непростых условиях.
• Чтобы все помнить и воспринимать на "разборе у шефа".
• Чтобы регулировать свое эмоциональное состояние.
• Чтобы оказывать помощь себе и своим близким в стрессовой ситуации.
• Чтобы понять причину трудностей у своих детей и иметь возможность помочь их преодолеть.
• Чтобы помочь своим детям успешно развиваться и пройти возрастные кризисы.
• Чтобы помочь своим детям легко и увлечённо учиться и сдать экзамены без стресса.
Высшим достижением взрослого, было бы совместное выполнение этих упражнений с маленьким ребёнком, и обучение ученика, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Несколько минут (5–7 минут) занятий в день дают высокую эффективность. Например, школьникам при выполнении домашних заданий или контрольной работы.
Ведущий: Вайвод Нина - кинезиолог, психолог высшей категории, танатотехник, телесная психотерапия.
Дата ……………………………………………………………………….12 ноября 2016 г.
Стоимость тренинга …………………………………………………… 1700 руб.
Предварительная оплата …………………………………………….. 850 руб.
Скидки при полной оплате …………………………………………1500 руб.
Стоимость за участие в тренинге двух родителей…………….2000 руб.
За каждого приглашенного вами друга ………………………………..скидки 100 руб.
Запись по тел.: +79539265772 и ЛС!
Приглашаем Вас на тренинг "ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА"!
Цель тренинга:
Познакомить Вас с конкретными упражнениями и при необходимости самостоятельно использовать их.
ЗАЧЕМ НУЖНА ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА?
• Чтобы улучшить свою память.
• Чтобы уметь планировать, структурировать, организовывать себя и свое пространство.
• Чтобы сделать процесс восприятия информации лёгким и увлекательным.
• Чтобы уметь сосредоточиться в самых непростых условиях.
• Чтобы все помнить и воспринимать на "разборе у шефа".
• Чтобы регулировать свое эмоциональное состояние.
• Чтобы оказывать помощь себе и своим близким в стрессовой ситуации.
• Чтобы понять причину трудностей у своих детей и иметь возможность помочь их преодолеть.
• Чтобы помочь своим детям успешно развиваться и пройти возрастные кризисы.
• Чтобы помочь своим детям легко и увлечённо учиться и сдать экзамены без стресса.
Высшим достижением взрослого, было бы совместное выполнение этих упражнений с маленьким ребёнком, и обучение ученика, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Несколько минут (5–7 минут) занятий в день дают высокую эффективность. Например, школьникам при выполнении домашних заданий или контрольной работы.
Ведущий: Вайвод Нина - кинезиолог, психолог высшей категории, танатотехник, телесная психотерапия.
Дата ……………………………………………………………………….12 ноября 2016 г.
Стоимость тренинга …………………………………………………… 1700 руб.
Предварительная оплата …………………………………………….. 850 руб.
Скидки при полной оплате …………………………………………1500 руб.
Стоимость за участие в тренинге двух родителей…………….2000 руб.
За каждого приглашенного вами друга ………………………………..скидки 100 руб.
Запись по тел.: +79539265772 и ЛС!
Дата: 26 Сентября 2016
Здравствуйте, дорогие родители! Ни для кого не секрет, что в дошкольные учреждения все чаще приходят дети с соматической патологией, сниженным иммунитетом, подверженные адаптивному стрессу, а следовательно, частым и длительным заболеванием. В большинстве случаев эти дети переносят простудные заболевания от 6 до 12 раз в год.
Имеющаяся патология усугубляется, переходит в хроническую. родители вынуждены брать больничный лист даже при незначительных ухудшениях здоровья ребенка. Дети дошкольного возраста на длительный период выпадают из педагогического процесса, лишаясь возможности полноценной социальной адаптации в коллективе, получения знаний и двигательных навыков. Для оздоровления и реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, необходим индивидуальный подход. Следующие оздоровительные технологии позволяют при использовании климатических, преформированных и природных факторов значительно снизить заболеваемость и своевременно предотвратить обострения хронической патологии верхних дыхательных путей:
1. Самомассаж лица
2.Массаж слизистой носа по Лакеру
3.Дыхательная гимнастика
4.Аквагимнастика (бассейн)
5.Методы термотерапии
6.Ароматерапия
7.Гимнастика для глаз
8.Фитотерапия
9.Комплекс вестибулярной гимнастики
Напишите, пож-та, в комментариях, какие еще методы оздоровления вы знаете, или уже применяете? Какой конкретно метод вам наиболее интересен, или может быть показан вашему ребенку лечащим врачом? Подробно о каждом методе вы можете прочитать на нашем сайте:
http://malish-mama.tomsk.ru
Имеющаяся патология усугубляется, переходит в хроническую. родители вынуждены брать больничный лист даже при незначительных ухудшениях здоровья ребенка. Дети дошкольного возраста на длительный период выпадают из педагогического процесса, лишаясь возможности полноценной социальной адаптации в коллективе, получения знаний и двигательных навыков. Для оздоровления и реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, необходим индивидуальный подход. Следующие оздоровительные технологии позволяют при использовании климатических, преформированных и природных факторов значительно снизить заболеваемость и своевременно предотвратить обострения хронической патологии верхних дыхательных путей:
1. Самомассаж лица
2.Массаж слизистой носа по Лакеру
3.Дыхательная гимнастика
4.Аквагимнастика (бассейн)
5.Методы термотерапии
6.Ароматерапия
7.Гимнастика для глаз
8.Фитотерапия
9.Комплекс вестибулярной гимнастики
Напишите, пож-та, в комментариях, какие еще методы оздоровления вы знаете, или уже применяете? Какой конкретно метод вам наиболее интересен, или может быть показан вашему ребенку лечащим врачом? Подробно о каждом методе вы можете прочитать на нашем сайте:
http://malish-mama.tomsk.ru
Дата: 25 Сентября 2016
Дорогие мамы, группа "Здоровая мама - крепкий малыш" теперь и на Фейсбук! Приглашаю! https://www.facebook.com/groups/310454495997502/
Наш центр находится по адрес: г.Томск, ул.Пушкина, 63/10 (ост.Путепровод), вход в детский спортивный комплекс "StarT"
В Центре "Здоровая мама- крепкий малыш" три раза в неделю проходят занятия для беременных женщин. В фитнес-программу входит специальная запатентованная методика, разработанная профессором, доктором медицинских наук, врачом высшей категории, руководителем центра - Кривоноговой Татьяной Сергеевной. Она лично проводит занятия и консультирует беременных женщин по вопросам физической активности, следя за их состоянием и самочувствием.
В программе:
- Упражнения на все группы мышц с элементами йоги;
- Дыхательная гимнастика;
- Техники физической и психологической подготовки к схваткам и родам;
- Техники релаксации. Расписание занятий в центре:
пн - 15:30
чт - 15:00
Занятия в бассейне (аквагимнастика):
сб в 12:00
Прежде чем прийти, обязательно позвоните в центр по тел.: +79539265772
Наш адрес сайта: http://malish-mama.tomsk.ru/
Группа на Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/310454495997502/
Наш центр находится по адрес: г.Томск, ул.Пушкина, 63/10 (ост.Путепровод), вход в детский спортивный комплекс "StarT"
В Центре "Здоровая мама- крепкий малыш" три раза в неделю проходят занятия для беременных женщин. В фитнес-программу входит специальная запатентованная методика, разработанная профессором, доктором медицинских наук, врачом высшей категории, руководителем центра - Кривоноговой Татьяной Сергеевной. Она лично проводит занятия и консультирует беременных женщин по вопросам физической активности, следя за их состоянием и самочувствием.
В программе:
- Упражнения на все группы мышц с элементами йоги;
- Дыхательная гимнастика;
- Техники физической и психологической подготовки к схваткам и родам;
- Техники релаксации. Расписание занятий в центре:
пн - 15:30
чт - 15:00
Занятия в бассейне (аквагимнастика):
сб в 12:00
Прежде чем прийти, обязательно позвоните в центр по тел.: +79539265772
Наш адрес сайта: http://malish-mama.tomsk.ru/
Группа на Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/310454495997502/
Дата: 20 Сентября 2016
☜☼☞ КРЫЛЬЯ РУССКОЙ ДУШИ ☜☼☞
Молитва матери о своих детях
Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей.
Господи! Сохрани их в благодатном состоянии до конца жизни; сподоби их быть причастниками таинств Твоего Завета; освящай Твоею истиною; да святится в них и через них святое имя Твое! Ниспошли мне Твою благодатную помощь в их воспитании для славы имени Твоего и пользы ближнего! Подаждь мне для сей цели способы, терпение и силы! Научи меня насадить в их сердце корень истинной мудрости – страх Твой! Озари их светом управляющей вселенною Твоей мудрости! Да возлюбят Тебя всею душою и помышлением своим; да прилепятся к Тебе всем сердцем и во всю жизнь свою да трепещут слов Твоих! Даруй мне разум убедить их, что истинная жизнь состоит в соблюдении заповедей Твоих; что труд, укрепляемый благочестием, доставляет в сей жизни безмятежное довольствие, а в вечности – неизреченное блаженство. Открой им разумение Твоего Закона! Да до конца дней своих содействуют в чувстве вездеприсутствия Твоего; насади в их сердце страх и отвращение от всякого беззакония: да будут непорочными в путях своих; да памятуют всегда, что Ты, Всеблагий Боже, ревнитель закона и правды Твоей! Соблюди их в целомудрии и благоговении к имени Твоему! Да не порочат Церкви Твоей своим поведением, но да живут по ее предписаниям. Одушиви их охотою к полезному учению и соделай способными на всякое доброе дело! Да приобретут истинное понятие о тех предметах, коих сведения необходимы в их состоянии; да просветятся познаниями благодетельными для человечества.
Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасение содружеств с не знающими страха Твоего, внушить им всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире.
Отче Небесный! Даруй мне благодать всемерно беречься подавать детям моим соблазн моими поступками, но, постоянно имея в виду их поведение, отвлекать их от заблуждений, исправлять их погрешности, обуздывать упорство и строптивость их, воздерживать от стремления к суете и легкомыслию; да не увлекаются они безумными помыслами; да не ходят вслед сердца своего; да не забудут Тебя и Закона Твоего. Да не погубит беззаконие ума и здоровья их, да не расслабят грехи душевных и телесных сил их. Окропи их росою благодати Твоей; да преуспевают в добродетели и святости; да возрастают в благоволении Твоем и в любви людей благочестивых.
Отче щедрот и всякого милосердия! По чувству родительскому я желала бы детям своим всякого обилия благ земных, желала бы им благословения от росы небесной и от тука земного, но да будет с ними святая воля Твоя! Устрой судьбу их по Твоему благоволению, не лиши их в жизни насущного хлеба, ниспосылай им все необходимое во времени для приобретения блаженной вечности; будь милостив к ним, когда согрешат перед Тобою; не вменяй им грехов юности и неведения их; приведи в сокрушение их сердца, когда будут противиться руководству благости Твоей; карай их и милуй, направляя на путь, благоугодный Тебе, но не отвергай их от лица Твоего! Принимай с благоволением молитвы их; даруй им успех во всяком добром деле; не отврати лица Твоего от них во дни скорби их, да не постигнут их искушения выше сил их. Осеняй их Твоею милостью; да ходит ангел Твой с ними и сохранит их от всякого несчастия и злого пути.
Всеблагий Боже! Соделай меня матерью, веселящеюся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорою мне в старости моей. Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи! Да совокупно с ними, прославляя неизреченную благость и вечную любовь Твою, превозношу пресвятое имя Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь.
Составлена преподобным Амвросием Оптинским
Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей.
Господи! Сохрани их в благодатном состоянии до конца жизни; сподоби их быть причастниками таинств Твоего Завета; освящай Твоею истиною; да святится в них и через них святое имя Твое! Ниспошли мне Твою благодатную помощь в их воспитании для славы имени Твоего и пользы ближнего! Подаждь мне для сей цели способы, терпение и силы! Научи меня насадить в их сердце корень истинной мудрости – страх Твой! Озари их светом управляющей вселенною Твоей мудрости! Да возлюбят Тебя всею душою и помышлением своим; да прилепятся к Тебе всем сердцем и во всю жизнь свою да трепещут слов Твоих! Даруй мне разум убедить их, что истинная жизнь состоит в соблюдении заповедей Твоих; что труд, укрепляемый благочестием, доставляет в сей жизни безмятежное довольствие, а в вечности – неизреченное блаженство. Открой им разумение Твоего Закона! Да до конца дней своих содействуют в чувстве вездеприсутствия Твоего; насади в их сердце страх и отвращение от всякого беззакония: да будут непорочными в путях своих; да памятуют всегда, что Ты, Всеблагий Боже, ревнитель закона и правды Твоей! Соблюди их в целомудрии и благоговении к имени Твоему! Да не порочат Церкви Твоей своим поведением, но да живут по ее предписаниям. Одушиви их охотою к полезному учению и соделай способными на всякое доброе дело! Да приобретут истинное понятие о тех предметах, коих сведения необходимы в их состоянии; да просветятся познаниями благодетельными для человечества.
Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасение содружеств с не знающими страха Твоего, внушить им всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире.
Отче Небесный! Даруй мне благодать всемерно беречься подавать детям моим соблазн моими поступками, но, постоянно имея в виду их поведение, отвлекать их от заблуждений, исправлять их погрешности, обуздывать упорство и строптивость их, воздерживать от стремления к суете и легкомыслию; да не увлекаются они безумными помыслами; да не ходят вслед сердца своего; да не забудут Тебя и Закона Твоего. Да не погубит беззаконие ума и здоровья их, да не расслабят грехи душевных и телесных сил их. Окропи их росою благодати Твоей; да преуспевают в добродетели и святости; да возрастают в благоволении Твоем и в любви людей благочестивых.
Отче щедрот и всякого милосердия! По чувству родительскому я желала бы детям своим всякого обилия благ земных, желала бы им благословения от росы небесной и от тука земного, но да будет с ними святая воля Твоя! Устрой судьбу их по Твоему благоволению, не лиши их в жизни насущного хлеба, ниспосылай им все необходимое во времени для приобретения блаженной вечности; будь милостив к ним, когда согрешат перед Тобою; не вменяй им грехов юности и неведения их; приведи в сокрушение их сердца, когда будут противиться руководству благости Твоей; карай их и милуй, направляя на путь, благоугодный Тебе, но не отвергай их от лица Твоего! Принимай с благоволением молитвы их; даруй им успех во всяком добром деле; не отврати лица Твоего от них во дни скорби их, да не постигнут их искушения выше сил их. Осеняй их Твоею милостью; да ходит ангел Твой с ними и сохранит их от всякого несчастия и злого пути.
Всеблагий Боже! Соделай меня матерью, веселящеюся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорою мне в старости моей. Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи! Да совокупно с ними, прославляя неизреченную благость и вечную любовь Твою, превозношу пресвятое имя Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь.
Составлена преподобным Амвросием Оптинским
Дата: 20 Сентября 2016
Раннее развитие на сайте danilova.ru
Восстановление после родов: традиции наших прабабушек
«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» - с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные».
Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно – сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона - безграмотно.
На самом деле
История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова… Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя». Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием "Женщина" подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц "...в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».
Этнографы подтверждают: вплоть до начала ХХ века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского "Крестьянская цивилизация в России": "…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа".
Цитата из брошюры "Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири": "Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться".
Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т. А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»). Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника. И – на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы... Современная медицина одной одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации.
Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах ХХ века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.
Профессиональная забота
На долгое время была незаслуженно забыта роль повитухи в восстановлении женщины после родов. Сейчас уже мало кто знает, что она не только принимала ребенка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лежа, было наполнено ритуалами. Само название этой "профессии" - повитуха - происходит от глагола "повивать", то есть, пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались почему? По мнению В. Даля ("Толковый словарь живого великорусского языка") название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорожденного. Есть еще одна версия – повитуха пеленала и женщину.
От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершении - пеленание, или повивание льняными полотенцами. Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её теплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать "дурную кровь". С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определенный его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому ранее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме. В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы - в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А еще она владела, говоря современным языком, массажными техниками, - тогда они назывались ладками да правками.
Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает это в статье "Пуповая баба": "В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами". Частью таких действий становился так называемый "плач роженицы", когда усталость хотелось проговорить, а, может быть, проплакать, и - быть услышанной и принятой. Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребенка, а в ответ услышишь обесценивающее "Нечего ныть, все рожали - и ничего..." О последствиях такой "поддержки" нетрудно догадаться.
Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна - свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому. Еще раз свивальник "выходил на сцену" в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах - от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения.
У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение - инициация. То есть, переход из одного социального статуса в другой, посвящение. Уклад жизни доурбанистических культур был регламентирован обрядами, когда человек, достигая определенного уровня зрелости, пройдя определенные испытания, включался в некое сообщество (становился полноправным членом племени, посвящался в тайны религиозного культа, принимался в рыцари и т.д.) В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких "переходах" - вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу. С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить свое место в нем. Карл Юнг связывал инициацию с исцелением, утверждая, что, когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Этапы послеродового повивания отчетливо напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань как в саван), возрождение в новом статусе. Посвящение в матери - возможно, такой смысл вкладывала повитуха в свои действия, помогая осознать, что девять месяцев беременности остались позади, и новый период требует от женщины самоотдачи в уходе за малышом; расслабляя тело так, чтобы эмоциональное напряжение прорвалось в виде слез и ушло, оставляя гордость за себя и радость: "Все получилось!" В случае потери ребенка в родах повитуха помогала принять и пережить горе...
Возрождение традиций
Согревание после родов - в бане, бочке с горячей водой, укутыванием в одеяла - присутствует во многих культурах. Равно как и стягивание тела с помощью ткани. Например, забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне земли - в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в "доме горячих камней" - так переводится с языка ацтеков название местной бани "темаскаль". С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело.
Впрочем, говорить о традициях послеродового восстановления в прошедшем времени уже неуместно. Древние знания постепенно возвращаются - благодаря интересу к этой теме и усилиям современных мам. Помогает им информация, собранная учеными Русского Географического общества более ста лет назад – тогда, во второй половине XIX в., начался систематический сбор сведений о культуре русского народа. Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70х годов XX в. Большинство из респондентов выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад. Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, и опыт собственного материнства, и услышанные от мам и бабушек обычаи из жизни предыдущих поколений. Эта этнографическая работа продолжается по сей день, хотя задача усложняется тем, что славянские повитухи хранили свои знания в тайне и передавали секреты мастерства устно – преемнице, выбранной по своему усмотрению. Наконец, возможность обратиться к опыту и традициям женщин других культур, позволяет найти общие подходы к послеродовому восстановлению. И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи практикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками.
Послеродовая забота в наши дни может происходить в бане - в расслабляющей атмосфере парной, или совершается в пространстве квартиры, с погружением в ванну. Кто-то использует травы, кто-то добавляет специи; есть ритуалы с песнями, а где-то звучат молитвы; прикосновения могут быть заимствованы из разных телесных практик - каждая мастерица привносит свои узоры в орнамент покрывала заботы. "Послеродовое повивание", "пеленание", "закрытие родов", "укутывание" - у современной процедуры много названий, но суть одна - поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.
Источник: Tatiana Gshwend
Иллюстрация - Кирилл Лемох "Новое знакомство", 1885 г
«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» - с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные».
Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно – сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона - безграмотно.
На самом деле
История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова… Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя». Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием "Женщина" подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц "...в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».
Этнографы подтверждают: вплоть до начала ХХ века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского "Крестьянская цивилизация в России": "…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа".
Цитата из брошюры "Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири": "Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться".
Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т. А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»). Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника. И – на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы... Современная медицина одной одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации.
Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах ХХ века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.
Профессиональная забота
На долгое время была незаслуженно забыта роль повитухи в восстановлении женщины после родов. Сейчас уже мало кто знает, что она не только принимала ребенка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лежа, было наполнено ритуалами. Само название этой "профессии" - повитуха - происходит от глагола "повивать", то есть, пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались почему? По мнению В. Даля ("Толковый словарь живого великорусского языка") название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорожденного. Есть еще одна версия – повитуха пеленала и женщину.
От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершении - пеленание, или повивание льняными полотенцами. Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её теплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать "дурную кровь". С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определенный его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому ранее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме. В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы - в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А еще она владела, говоря современным языком, массажными техниками, - тогда они назывались ладками да правками.
Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает это в статье "Пуповая баба": "В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами". Частью таких действий становился так называемый "плач роженицы", когда усталость хотелось проговорить, а, может быть, проплакать, и - быть услышанной и принятой. Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребенка, а в ответ услышишь обесценивающее "Нечего ныть, все рожали - и ничего..." О последствиях такой "поддержки" нетрудно догадаться.
Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна - свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому. Еще раз свивальник "выходил на сцену" в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах - от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения.
У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение - инициация. То есть, переход из одного социального статуса в другой, посвящение. Уклад жизни доурбанистических культур был регламентирован обрядами, когда человек, достигая определенного уровня зрелости, пройдя определенные испытания, включался в некое сообщество (становился полноправным членом племени, посвящался в тайны религиозного культа, принимался в рыцари и т.д.) В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких "переходах" - вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу. С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить свое место в нем. Карл Юнг связывал инициацию с исцелением, утверждая, что, когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Этапы послеродового повивания отчетливо напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань как в саван), возрождение в новом статусе. Посвящение в матери - возможно, такой смысл вкладывала повитуха в свои действия, помогая осознать, что девять месяцев беременности остались позади, и новый период требует от женщины самоотдачи в уходе за малышом; расслабляя тело так, чтобы эмоциональное напряжение прорвалось в виде слез и ушло, оставляя гордость за себя и радость: "Все получилось!" В случае потери ребенка в родах повитуха помогала принять и пережить горе...
Возрождение традиций
Согревание после родов - в бане, бочке с горячей водой, укутыванием в одеяла - присутствует во многих культурах. Равно как и стягивание тела с помощью ткани. Например, забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне земли - в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в "доме горячих камней" - так переводится с языка ацтеков название местной бани "темаскаль". С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело.
Впрочем, говорить о традициях послеродового восстановления в прошедшем времени уже неуместно. Древние знания постепенно возвращаются - благодаря интересу к этой теме и усилиям современных мам. Помогает им информация, собранная учеными Русского Географического общества более ста лет назад – тогда, во второй половине XIX в., начался систематический сбор сведений о культуре русского народа. Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70х годов XX в. Большинство из респондентов выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад. Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, и опыт собственного материнства, и услышанные от мам и бабушек обычаи из жизни предыдущих поколений. Эта этнографическая работа продолжается по сей день, хотя задача усложняется тем, что славянские повитухи хранили свои знания в тайне и передавали секреты мастерства устно – преемнице, выбранной по своему усмотрению. Наконец, возможность обратиться к опыту и традициям женщин других культур, позволяет найти общие подходы к послеродовому восстановлению. И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи практикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками.
Послеродовая забота в наши дни может происходить в бане - в расслабляющей атмосфере парной, или совершается в пространстве квартиры, с погружением в ванну. Кто-то использует травы, кто-то добавляет специи; есть ритуалы с песнями, а где-то звучат молитвы; прикосновения могут быть заимствованы из разных телесных практик - каждая мастерица привносит свои узоры в орнамент покрывала заботы. "Послеродовое повивание", "пеленание", "закрытие родов", "укутывание" - у современной процедуры много названий, но суть одна - поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.
Источник: Tatiana Gshwend
Иллюстрация - Кирилл Лемох "Новое знакомство", 1885 г
Дата: 31 а
☜☼☞ КРЫЛЬЯ РУССКОЙ ДУШИ ☜☼☞
Запах осени
Запах осени - еле слышный, но уже приметный.
Это запах последних костров в лесу, когда перед холодами еще хочется услышать все запахи умирающего на зиму леса.
Это запах сухоцветов, которые уже отжили свое, но оттого еще ароматнее и вкуснее отдают свои последние силы.
Это запах опадающей листвы, которая накрывает землю и свои родные деревья толстым слоем, как тёплым покрывалом, заботливо подтыкая концы.
И хвоя отдаёт ароматные смолы - идешь по лесу и чувствуешь, сосны и ели тоже готовятся к скорому сну, подбирая свои лапы, словно кукожась от первых холодов.
Запах осени - самый любимый, потому что это запах самой жизни...
Художник - Андрей Дубровин
Запах осени - еле слышный, но уже приметный.
Это запах последних костров в лесу, когда перед холодами еще хочется услышать все запахи умирающего на зиму леса.
Это запах сухоцветов, которые уже отжили свое, но оттого еще ароматнее и вкуснее отдают свои последние силы.
Это запах опадающей листвы, которая накрывает землю и свои родные деревья толстым слоем, как тёплым покрывалом, заботливо подтыкая концы.
И хвоя отдаёт ароматные смолы - идешь по лесу и чувствуешь, сосны и ели тоже готовятся к скорому сну, подбирая свои лапы, словно кукожась от первых холодов.
Запах осени - самый любимый, потому что это запах самой жизни...
Художник - Андрей Дубровин
Дата: 18 Июля 2016
Раннее развитие на сайте danilova.ru
Восстановление после родов: традиции наших прабабушек
«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» - с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные».
Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно – сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона - безграмотно.
На самом деле
История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова… Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя». Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием "Женщина" подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц "...в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».
Этнографы подтверждают: вплоть до начала ХХ века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского "Крестьянская цивилизация в России": "…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа".
Цитата из брошюры "Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири": "Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться".
Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т. А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»). Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника. И – на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы... Современная медицина одной одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации.
Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах ХХ века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.
Профессиональная за
«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» - с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные».
Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно – сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона - безграмотно.
На самом деле
История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова… Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя». Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием "Женщина" подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц "...в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».
Этнографы подтверждают: вплоть до начала ХХ века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского "Крестьянская цивилизация в России": "…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа".
Цитата из брошюры "Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири": "Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться".
Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т. А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»). Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника. И – на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы... Современная медицина одной одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации.
Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах ХХ века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.
Профессиональная за
мотошкола;Вакансии в ресторане адмирал в ликино-дулево.
Роман Викторович Василенко
Роман Викторович Василенко
lyudidela.press
Роман Викторович Василенко
lyudidela.press